Защита полиграфической продукции

Условия обращения полиграфической продукции


Понять условия обращения конкретной полиграфической продук­ции необходимо для оценки опасности фальсификации и определения оптимальных форм защиты от возможных видов злоупотреблений.

Выделяются три основных условия обращения полиграфической продукции:

1) Условия неконтролируемого окружения.

2) Условия контролируемого окружения.

3) Условия профессионального окружения.

 Под неконтролируемым окружением понимаются такие условия, при которых занятый в обращении персонал и частные лица не имеют опыта идентификации подлинности полиграфической продукции или не обладают аппаратной базой для устойчивого контроля подлинности предъявляемого продукта. Разумеется, степень неосведомленности мо­жет быть различная, от впервые видимого продукта до внешне знакомо­го изделия, но идентификация подлинности осуществляется только на уровне подобия. В этом случае угроза успешного обращения подделки очень велика.

Как правило, в эти условия обращения попадает полиграфическая продукция либо совершенно новая, либо малознакомая персоналу и по­требителю. В любом случае это продукция массового обращения, где контроль подлинности всеми участниками процесса обращения малове­роятен. Отсюда следует, что для неконтролируемого обращения поли­графического продукта наибольшей опасности следует ожидать со сто­роны аналоговой фальсификации.

Под контролируемым окружением понимаются такие условия, при которых для всех участников процесса обращения полиграфической продукции созданы оптимальные информационно-технологические возможности контроля подлинности продукции.

То есть участники обращения продукции имеют постоянный доступ к информации, что именно и каким образом необходимо тестировать в

предлагаемом продукте на предмет определения его подлинности, и име­ют в распоряжении техническую базу для произведения тестирования.

К сожалению, примеров полноценного контролируемого окружения в отечественной практике немного. Наиболее типичный пример - обра­щение российских и зарубежных денежных знаков (главным образом, долларов США).
Наряду с разъяснительными пособиями о защищенности денежных знаков в торговых точках, банках, сберкассах, обменных пунк­тах валюты и т. д. практически каждая расчетная касса оснащена тесто­вым оборудованием для контроля подлинности купюр. Причем такая си­туация сложилась только в последние годы именно благодаря повышен­ной активности фальсификаторов в данном секторе рынка.



Иных примеров контролируемого окружения для прочих товарных групп очень немного, однако они очень симптоматичны.

Рынок оказался затоваренным фальшивыми минеральными водами, и повсеместно появились плакаты производителя: «...как должна выгля­деть этикетка, обязательные реквизиты, отличительные черты».

Популярная водка «Распутин» подверглась массовой фальсифика­ции, и вот уже голографическая защита и информация в телерекламе о новом признаке подлинности.

Пиратский флаг царствует на видеорынке, и каждая лицензионная кассета снабжается голографической защитой, и эта новость интенсивно доводится до потребителя средствами массовой информации.

Эти примеры симптоматичны потому, что во всех случаях защи­тить свою продукцию от фальсификации заставили товаропроизводите­лей прямой экономический ущерб и потеря престижа торговой марки. Это обнадеживает, однако мы прекрасно себе представляем, что речь пока идет о подавляющем меньшинстве производителей.

Увы, для большинства производителей необходимость защиты сво­ей продукции от подделки совсем неочевидна.

Надеемся, что данное исследование поможет им переменить свою точку зрения.

Естественно, наличие условий для контролируемого окружения не дает автоматически гарантию от прохождения подделки. Невниматель­ность и легкомыслие потребителя оставляют злоумышленникам непло­хой шанс, однако «...предупрежденный наполовину спасен».

Разумеется, также имеет шанс на успех и высокотехнологическая подделка, рассчитанная на приборный контроль.

Естественно предположить, что сo временем для каждого продукта условия неконтролируемого окружения сменяются условиями контро­лируемого окружения.


И, следовательно, основная задача организаторов обращения полиграфической продукции, подверженной фальсифика­ции, содействовать максимальному сокращению периода такого пере­хода. Иногда фальсификаторы изначально делают ставку на короткий период жизни фальсификата.

Условия профессионального окружения предполагают, что любой предъявленный полиграфический продукт в любой момент времени со 100% гарантией будет идентифицирован на предмет подлинности.

Такие условия чрезвычайно редки и в большинстве случаев огра­ничиваются экспертными лабораториями. Естественно, далеко не каж­дый полиграфический продукт попадает под такой контроль.

Логично было бы предположить, что условия неконтролируемого и профессионального окружения могут быть поставлены во взаимосвязь и профессиональное окружение может быть как бы вторым страховым уровнем неконтролируемого обращения.

 Однако проблема заключается не в том, чтобы выявить подделку «рано или поздно». Если поддельный полиграфический продукт изымает­ся из обращения после того, как один оборот уже совершен, ущерб уже присутствует. Он может быть минимизирован, если продукт предназна­чен для многократного обращения, но, если поддельная продукция рас­считана на однократное обращение, ущерб от принятой фальсификации необратим, даже если впоследствии фальсификация была обнаружена.

Таким образом, суммируя сказанное в отношении условий обраще­ния полиграфической продукции, можно дать общую рекомендацию по формированию условий и оптимизации контролируемости окружения:

1. Принять комплекс мер по оперативному переходу групп поли­графической продукции от уровня неконтролируемого окружения к контролируемому, который должен предусматривать:

- информационные средства для участников обращения;

- техническую базу контроля подлинности для участников обращения.

2. Разработку эффективной и оперативной системы взаимодействия условий неконтролируемого и контролируемого окружения с системой профессионального окружения, для этого необходимо:

- создание системы простейшей идентификации «сомнительной» продукции с оперативной передачей информации на уровень профес­сионального окружения;

- формирование оперативной сети региональных центров профес­сионального контроля.


Содержание раздела