Защита полиграфической продукции

Тонкая графика как метод графической защиты


Со времен появления печатной технологии тонкая графика явля­лась одной из самых распространенных защит. Группа защит тонкой графики основывалась на трудности воспроизведения и репродуцирова­ния тонких графических элементов, сеток, розеток, виньеток, скрытых элементов и микрографики.

Трудность репродуцирования связана со сложной геометрической структурой и минимально возможной толщиной линий элементов тонкой графики. С развитием технологий фальсификации тонкая графика не утратила свою актуальность. Для самой совершенной цифровой тех­нологии достоверная подделка тонкой и микрографики остается недос­тупной.

Трудность полиграфического воспроизведения элементов тонкой графики связана со специфическими технологическими условиями при­способленности печатных цилиндров и декелей печатных машин для воспроизведения такой графики и использованием ряда специфических «ноу-хау» в области печатных технологий защиты. Структурно группу графических защит можно подразделить на следующие две подгруппы по признакам технологической подделки.

1) Графические зашиты, основанные на искажении, разрушении или исчезновении элементов тонкой графики при фальсификации.

То есть фальсификаторам недоступна идентичная подделка, и при сравнении с подлинником визуально (как правило, при сильном увели­чении) можно увидеть значительные разрушения или искажения ориги­нального изображения. Особенно очевидна подделка, выполненная цифровыми методами.

При всем совершенстве и сложности данной подгруппы графиче­ских защит однозначная идентификация подлинности в условиях некон­тролируемого и даже контролируемого окружения довольно проблема­тична. Документообразная, правдоподобная подделка вполне может ввести в заблуждение непрофессионального пользователя. Главным образом речь идет о минимальных и неоднозначных для неспециалиста искажениях элементов тонкой графики (утолщение линий в сравнении с подлинником, рваные и прерывистые линии, нечеткость и сдвоенность изображения и т.
д.). Для специалиста такие искажения являются оче­видным признаком подделки, но для обывателя однозначность подделки отнюдь не очевидна. Ситуация усугубляется тем, что контроль подлин­ности связан с использованием сильных увеличительных приборов и наличием хорошего освещения. Это не всегда доступно в процессе об­ращения продукции.

Ассортиментно данную подгруппу можно разделить на следующие виды:

а) Гильоширные орнаменты.

б) Тангирные сетки.

в) Скрытые элементы «Latent image».

г) Микрографика.



д) Призматическая печать.

---------------------------------------------------

Ст. 54-55 -?????? отсутствуют

---------------------------------------------------

ваемую «цветовую мозаику». При внешнем правдоподобии и качестве полиграфического воспроизведения элементов тонкой фафики скрытое изображение либо исчезает как геометрическая структура, либо, наобо­рот, становится очевидной, переставая быть скрытой. В последнем слу­чае разрушается изображение вокруг «Latent Image», девуалируя скры­тое изображение.

Наиболее эффективно применение защиты «Latent Image» в качест­ве сертифицированной защиты, ориентированной на уровень контроли­руемого окружения.

Микрографика - тонкая графика, основанная на эффекте скрытого изображения за счет высокого разрешения линий тонкой фафики. Ви­зуально микрографика воспринимается как непрерывная линия. Только при 10-20-кратном увеличении обнаруживается, что непрерывная линия состоит из знаков и символов. Как правило, оптимальным элементом микрофафики является шрифт. Поэтому наиболее распространенным видом микрофафики является микрошрифт. Это удобно с точки зрения идентификации подлинности. Пользователю не требуется обнаруживать разрушение или прерывистость элементов тонкой фафики (что для не­специалиста трудно сделать однозначно). Пользователю достаточно проверить наличие надписи микрошрифтом в заданном месте. Если микротекст не читается или плохо читается, вполне правомочны сомне­ния в подлинности продукции.



Рекомендованные высоты микрошрифтов, образующих микротекст для позитивного изображения - 200-300 микрон, для негативного изо­бражения - 300-400 микрон. При ксерокопировании и сканировании микротекст приобретает вид непрерывной линии.

Даже при распознании фальсификатором наличия микрошрифта его воспроизведение аналоговым способом в заданных технических параметрах требует высочайшей технологической оснастки и квалифи­кации.

Наиболее целесообразно применение микрошрифтов в качестве сертифицированной защиты, ориентированной на условия контроли­руемого окружения.

Призматическая печать. Призматическая, или ирисная, печать представляет собой многоцветный пантографический фон, который за­трудняет цветное ксерокопирование или сканирование. Призматическая печать является частным случаем применения тангирных двухцветных нерегулярных сеток с плавным переходом цветов в пределах площади изделия. Такой плавный переход не воспроизводится копированием или сканированием. Воспроизведение призматической (ирисной) печати требует не только специализированного оборудования, но и некоторые «ноу-хау» в области защитных полиграфических технологий.

2) Группа защит, основанная на проявлении скрытых изобра­жений в элементах тонкой графики, в случае ксерокопирования или сканирования подлинника ориентирована, главным образом, на защиту от цифровой фальсификации. Хотя в то же время проявле­ние скрытых печатных элементов при ксерокопировании подлинника полиграфического изделия может быть признаком подлинности и спо­собом идентификации подлинности. Следовательно, в первом варианте данная защита эффективно работает в условиях неконтролируемого ок­ружения, во втором варианте - в условиях контролируемого окружения. В обоих случаях практика показывает целесообразность использования этих защит в виде объявленных.

Наиболее известны две разновидности таких защит — «Void Pantograph» и «Copy ban +».

VOID PANTOGRAPH. Визуально данная защита ориентирована на проявлении в копии полиграфического продукта скрытой в фоновой сетке сигнальной надписи.


Текст скрытой надписи может быть произ­вольным, чаще всего это надпись «КОПИЯ», «ДУБЛИКАТ». Могут быть использованы также надпись «ПОДДЕЛКА» и иные смысловые аналоги, но такие надписи являются не всегда корректными, так как сама по себе копия исходного полиграфического продукта не означает подделку. В то же время на оригинале скрытая запись визуально необ-наружима, а яркая надпись по фону копии полиграфического изделия достаточно наглядно показывает, что перед пользователем не подлин­ник.

Технологически данная защита основана на специфическом пове­дении растровой точки при офсетном методе печати. Малая растровая точка «растискивается» быстрее, чем большая. Таким образом, растро­вое изображение тангирной сетки, заданное разновеликими растровыми точками на первом этапе печатного процесса, делает скрытую надпись видимой. На втором этапе по мере растаскивания растровой точки скрытое изображение сливается с растровым фоном тангира и становит­ся, визуально необнаружимым. Этот эффект невидимости основан на оптической природе человеческого зрения. Для копировального же ап­парата скрытое изображение, слившееся с растровым фоном в результа­те растаскивания, в силу иной оптической природы распознания изо­бражения остается очевидным и проявляется на ксерокопии. Изображе­ние защитной «VOID» сетки имеет регулярный, систематический характер. Разумеется, при позиционировании скрытой надписи и сетки на изделии следует учитывать, чтобы надпись поместилась целиком. Раз­мер шрифта скрытой надписи может варьироваться, но если размеры будущего изделия предполагают размер шрифта скрытой надписи менее 2 см, следует ограничиться единичной литерой.

Геометрическая структура тангира, используемая для «Void Pantograph», обычно варьируется в широком диапазоне и может быть представлена типовым рядом сеток или клиентским «Void».

Следует понимать, что клиентский «Void» предполагает комплекс серьезных технологических затрат, существенно отличающихся от чис­то дизайнерских решений, такая защита очень дорога и рентабельна только при массовых тиражах.

Функция защиты «Void» как идентификация подлинности продук­ции наряду с функцией идентификации ксерокопии имеет важное зна­чение для предохранения от аналоговой подделки. Внешняя имитация тангира, даже с правдоподобным воспроизведением тонкой графики, не обеспечивает воспроизведение «Void» эффекта.

Для применения «Void» защиты можно использовать широкий кра­сочный диапазон, однако есть определенные колористические ограни­чения, гарантирующие устойчивый «Void» эффект. Лучше всего ис­пользовать консультацию производителя.

Применение защиты «Void Pantograph» наиболее эффективно в ка­честве объявленной защиты путем помещения сигнальной полосы непо­средственно на изделии (как-то: «Внимание! Видимая надпись ****** по фону означает, что перед вами копия», и т. д.).

 


Содержание раздела