Режимность выпуска защищенной полиграфической продукции и продукции строгой отчетности
Итак, определен окончательный вид защитного комплекса. Есть потенциальный производитель будущего продукта. В итоге заказчик должен получить продукт, защищенный от всех злоупотреблений.
Однако нельзя игнорировать и такой распространенный непрофессиональный вид злоупотреблений, как хищение. К сожалению, этот вид злоупотреблений всегда будет оставаться самым простым, экономичным и эффективным.
Объектом хищения могут выступать:
1) Собственно готовый полиграфический продукт.
2) Полуфабрикат полиграфического продукта, несущий на себе защитные признаки будущего изделия.
3) Клиентские защитные материалы и технологии, используемые в
процессе производства.
Второй и третий случай представляют собой ситуацию профессионального хищения. То есть похищенный продукт используется для упрощенной технологии фальсификации с использованием заготовок и материалов подлинника.
Первый случай самый простой, непрофессиональный и опасный. Защиту от всех методов и видов хищения гарантирует комплекс мер, именуемых режимностью предприятия-полиграфиста.
Режим подразумевает комплекс организационных, административных, охранных и технологических мер, принимаемых организатором производства в целях обеспечения комплексной системы безопасности.
Применительно к выпуску ценных бумаг и бланков строгой отчетности все достаточно просто. Министерством финансов и Министерством печати РФ утверждается перечень полиграфических предприятий, допущенных, соответственно, к печати ценных бумаг и бланков строгой отчетности. Однако сертификация предприятия для выпуска соответствующих групп продукции еще не означает готовность предприятия обеспечить исполнение заданного клиентом защитного комплекса. Кроме того, бланочная продукция строгой отчетности представляет собой такое конструктивное и технологическое разнообразие, что ни один производитель не в состоянии предложить весь технологический ассортиментный ряд, не говоря уже об ассортиментном ряде защит.
Второй аспект проблемы заключается в том, что лимитированный перечень бланков ценных бумаг и бланков строгой отчетности отнюдь не исчерпывает перечень полиграфической продукции, нуждающейся в защите от фальсификации и злоупотреблений. Так, например, товарные этикетки и ярлыки традиционно выпускаются на специализированных предприятиях, не относящихся к типографиям, печатающим продукцию строгой отчетности. Социалистическое производство этикетки имело рациональное организационное ядро. Предприятия и их клиенты имели четкие предписания, в каких типографиях печатается какая этикеточная продукция, причем не допускались непрямые (через посредников) заказы. Сегодня процедура упростилась, но проблем добавилось. Заказчик хочет быть уверен, что его продукция будет производиться с соблюдением надлежащих режимных условий. Если это бланки ценных бумаг или строгой отчетности, все достаточно просто, поскольку алгоритм выбора производителя носит не произвольный, а нормативный характер и круг производителей четко ограничен.
Как быть с ситуацией, когда защищенная продукция не относится к вышеупомянутой ассортиментной группе?
Самое простое и надежное обратиться в Министерство печати или отраслевой сертификационный центр за квалифицированной рекомендацией. В настоящее время в Министерстве печати РФ находится на рассмотрении проект о введении обязательной сертификации защищенной полиграфической продукции на территории РФ.
Проект предполагает внедрение в практику декларации защитного комплекса изделия еще до момента начала тиражирования.
Такая мера позволит с помощью сети отраслевых и региональных сертификационных центров обеспечить оптимальный защитный комплекс изделия и защитить его производителя.