«Цифровая» фальсификация
Данное название весьма условно. Оно означает лишь то, что подделка осуществляется методом, не аналогичным исполнению оригинала (чаще всего это методы цифрового репродуцирования).
Технология цифровой фальсификации молода, она насчитывает не более двух десятилетий. Тем не менее за такой небольшой срок этот метод получил широкое распространение, достиг достаточно высокого уровня качества и правдоподобия фальсификации.
Тем более, что развитие компьютерной техники и компьютерной грамотности сделало эту технологию доступной для полупрофессионалов и даже дилетантов.
Современные настольные издательские системы DTP дают достаточно высокий уровень репродуцирования, уровень подобия полученной подделки вполне «документообразен». «Документообразность» вообще весьма характерная черта цифровой фальсификации.
Сравнительно высокая себестоимость цифровой подделки определила ее рентабельность и целесообразность для подделки документов, ценных бумаг и аналогичной продукции малыми и единичными тиражами. Для «массовых» тиражей цифровая фальсификация непригодна из-завысокой себестоимости и низкой производительности.
В основном объектом фальсификации для данного способа подделки выступают документы, обращающиеся в неконтролируемой сфере. Хотя известны случаи, когда цифровая подделка являлась частью технологической цепочки вместе с аналоговой фальсификацией (имитация металлографской печати, голограмм, «ныряющих» металлизированных нитей и т. д.).
В этом случае фальсификация имеет шанс на успех даже в условиях контролируемого окружения.
Подытоживая вышесказанное, можно обобщить характеристики «цифровой» фальсификации:
1. Оперативность.
2. Правдоподобие.
3. Доступность.
4. Высокая рентабельность для малотиражной подделки.
Кроме того, аксессуары, применяемые совместно с DTP (цветные принтеры, ламинаторы, припрессовщики, конгревные штемпелевщики и т. д.), создают прекрасные возможности для правдоподобной фальсификации ряда специфических защит, относящихся к постпечатным защитным технологиям.
Неожиданный удар был нанесен со стороны самой доступной «цифровой» фальсификации. Рельефный оттиск цветного лазерного принтера навел фальсификаторов на мысль об использовании столь очевидной возможности подделки рельефа металлографской печати.
Используя данный эффект, фальсификаторы разработали ряд добавок в тонер принтера, усиливающих рельефный эффект данной технологии. Особенно эффективно подделка срабатывала в тех случаях, когда металлографское изображение на продукции было локально позиционировано, сочеталось с основным графическим изображением, выполненным в пределах общедоступных полиграфических технологий, и было применено для крупной плашечной графики (чаще всего для удобства контроля металлографской защиты защитные изображения выполняются в виде простейших графических символов, устойчиво обнаруживаемых сенсорным методом). Небольшое разрешение лазерного принтера в этих случаях было вполне достаточным для правдоподобной имитации. Лучше обстоит дело с возможностью цифровой фальсификации металлографских изображений, изменяющих цвет под углом к свету. Характерный металлический блеск, равно как и метаморфозы цвета, пока не имеют прецедентов правдоподобной цифровой фальсификации.
Простейший способ идентификации цифровой подделки металлографских изображений в неквалифицированном окружении основан на слабой силе сцепления любого тонера с бумажным полотном. С помощью простейшего скотча или лезвия можно определить цифровую подделку за счет видимых повреждений фальсифицированных изображений в зоне механического воздействия.
Кроме того, при попытке фальсификации тонкой графики из-за низкой разрешающей способности лазерного принтера подделка достаточно легко обнаружима визуально при помощи увеличительного прибора (разрывы линий, характерное разбрызгивание микроточек тонера, лакуны - все это является типичным признаком цифровой подделки).