Информация - сбор, защита, анализ

Основные этапы информационно-аналитической работы.


Этап 1. Общее знакомство с проблемой. Оз­накомление с проблемой в целом, а также со смежными вопросами, изучение которых может оказаться полезным; составление общего плана работы с указанием срока выполнения, исполни­телей и основных источников, которые предпо­ложительно могут быть использованы.

Чтобы успешно справиться с заданием, очень важно вначале, при общем знакомстве с пробле­мой и составлении плана, действовать со знани­ем дела, обдуманно и рассудительно.

Этап 2. Определение используемых терминов и понятий. Необходимо определить и объяснить тот или иной термин или понятие так, чтобы это было ясно нам самим, тем, кто контролирует нашу работу, и тем, кто пользуется нашей инфор­мацией. «Определение понятий» является одним из девяти принципов информационной работы.

Этап 3. Сбор фактов.

Этап 4. Истолкование фактов. Так кратко можно назвать процесс изучения и обработки фактов с целью выжать из них все, что они зна­чат. Этот этап включает оценку, классификацию, анализ и уяснение фактов.

Этап 5. Построение гипотезы. Рабочие гипо­тезы, выдвигаемые на этом этапе, обычно связа­ны с какими-либо конкретными вопросами, от­вечая на которые можно проверить сами гипотезы. Многие считают построение гипотезы важней­шим моментом любого исследования как в об­ласти естественных или общественных наук, так и в области информационно-аналитической ра­боты. По мере изучения данного этапа мы откры­ваем все новые полезные стороны рабочей гипо­тезы.

Гипотезу можно рассматривать как положение. Обычно отмечают три полезные стороны ги­потезы:

— во-первых, тем самым облегчается уясне­ние проблемы. Установленное положение — пре­красное подспорье для памяти. Мы можем распо­лагать значительными знаниями, помня опреде­ленное научное положение и не перегружая себя отдельными фактами;

— во-вторых, научное положение является основой для уяснения отдельных фактов или яв­лений, так как вскрывает существующую между ними связь.
Мы можем осмыслить суть новых яв­лений, если выразим ее в знакомых нам поня­тиях;

— в-третьих, приемлемое научное положение всегда содержит некоторые моменты, выходящие за его рамки и образующие разумное и плодо­творное основание для предвидения новых фак­тов и явлений. Короче говоря, приемлемое поло­жение (или теория) помогает мобилизовать наши знания для использования в сфере не только чис­той, но и «прикладной науки».

Все сказанное можно суммировать следую­щим образом: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».



Построение гипотезы, взятое в широком смыс­ле, всегда присуще любой исследовательской ра­боте. В самом начале исследования, когда выра­батывается общий план, мы исходим из определенных предположений (или гипотез) о том, какие факторы, возможно, играют важную роль и какие почти определенно не имеют отношения к делу. Аналогичными гипотезами мы руководствуемся при сборе и истолковании фактов, формулирова­нии выводов и изложений.

Гипотеза — термин, прочно утвердившийся в научной литературе. Разведчики для обозначения рассматриваемого этапа чаще применяют термин «интеграция», хотя эти два термина имеют не со­всем одинаковое значение.

Этап 6. Выводы. На этом этапе производятся исследования, необходимые для доказательства или опровержения рабочих гипотез, выдвинутых на этапе 5, и формулируются окончательные вы­воды, являющиеся душой почти любого инфор­мационного документа. («Выводы» — последний из девяти принципов информационной работы.)

Этап 7. Изложение. Составление документа, завершающее работу. Составитель информаци­онного документа должен не только ясно пред­ставлять себе то, о чем он пишет, но и уметь вы­разить свои мысли в ясной форме.

Необходимо указывать степень достовер­ности каждого утверждения. Доклад о научных кадрах, вероятно, должен содержать таблицы и диаграммы. Правильно сравнить положение, су­ществующее в различных странах, — дело труд­ное. Однако в рассматриваемом нами примере та часть информации, где сравнивается положение с научными кадрами, может оказаться самой цен­ной.



Описанные этапы метода научного исследо­вания применительно к информационной работе весьма сходны с теми этапами, на которые обыч­но делят свою работу аналитики.

Основные различия между ними состоят в следующем:

1. Оценка необходима для информационной работы, имеющей дело в основном с непроверен­ными первичными данными.

2. Термин «построение гипотезы» особенно широко употребляется в научной литературе.

Поэтому лучше исходить из признания отме­ченных различий и не пытаться искусственно втискивать два совершенно не схожих перечня эта­пов исследовательской работы в единые рамки.

Работа, проделанная на каждом этапе, счита­ется предварительной, и могут быть внесены из­менения в зависимости от новых данных, полу­ченных по мере продолжения исследования на последующих этапах. Например, сбор фактов нельзя провести сразу и закончить в один прием.

После того как собрана часть фактов, их ис­толкование, несомненно, покажет, по каким во­просам требуется собрать дополнительные фак­ты, и тем самым даст направление последующей исследовательской работе.

Точно так же дело обстоит и на других этапах. Например, общий план работы является в момент его разработки предварительным. Мы долж­ны быть готовы принять его и в равной мере долж­ны быть готовы возвращаться назад и вносить изменения в наш предварительный план каждый раз, когда в свете новых данных в этом возникнет необходимость.

Применяя метод обратной последовательнос­ти этапов, мы расширяем свои знания по изучае­мому вопросу в соответствии с принципом слож­ных процентов, получая проценты на проценты.

Построение гипотезы. Наконец, следует отме­тить выдающееся место, занимаемое этапом «по­строения гипотезы» во всем процессе (или цикле) информационной работы.

Мы видели, что все предварительное плани­рование работы по выполнению поставленного перед нами задания подсознательно основывает­ся на предположениях и догадках, которые име­ют отношение к изучаемой проблеме.

Фактически без гипотез мы не можем даже думать об исследовании какого-либо вопроса. Иногда, составляя перечень этих гипотез и кри­тически оценивая правильность каждой из них, мы обнаруживаем некоторые старые ошибки и находим более успешный метод решения стоя­щих перед нами задач. Большое количество пред­положений, выдвигаемых в процессе исследо­вательской работы, редко подтверждается или выясняется, что некоторые из них содержат се­рьезные ошибки.

Из всех этапов информационной работы по­строение гипотезы больше всех связано с процес­сом чистого мышления. Построение гипотезы практически можно рассматривать как важней­ший этап исследовательского цикла, а все осталь­ные основные этапы — как вспомогательные.


Содержание раздела