Информация - сбор, защита, анализ

Логика процесса исследования.


Опираясь на систему методологических прин­ципов, исследователь определяет:

— объект и предмет исследования;

— последовательность их решения;

— применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

а) эмпирический;

б) теоретический.

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: фак­ты действительности и научные факты.

Факты действительности — это события, яв­ления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты — это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмыс­ленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

  • первая стадия — это процесс добывания, получения и фиксации фактов;
  • вторая стадия — это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включа­ет в себя:
  • — осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

    — классификация фактов и выявление основ­ных зависимостей между ними.



    В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

    — критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несуществен­ных деталей;

    — описание каждого факта научным языком;

    — отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тен­денции развития;

    — классификацию фактов по видам изучае­мых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

    — вскрывает наиболее очевидные связи меж­ду отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые ха­рактеризуют изучаемые явления.

    Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явле­ний.

    Далее на этом этапе осуществляется прогно­зирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принци­пы действия, рекомендации о практическом воз­действии на эти явления.


    Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах на­учного исследования:

    «Изучать» — значит:

    — не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изу­чаемого к тому, что известно;

    — измерять все, что подлежит измерению;

    — определять место изучаемого в системе из­вестного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

    — находить закон;

    — составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

    — проверять гипотезы опытом;

    — составлять теорию изучаемого».

    Теоретический уровень исследования вклю­чает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в опреде­ленные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

    Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка про­блемы. Это значит:

    — определить известное и неизвестное, фак­ты, объясненные и требующие объяснения; фак­ты, соответствующие теории и противоречащие ей;

    — сформулировать вопрос, выражающий ос­новной смысл проблемы, обосновать его актуаль­ность и важность для науки;

    — наметить конкретные задачи, последова­тельность их решения и применяемые при этом методы.

    Главная задача исследователя — выявить при­чины явлений, законы, ими управляющие. Поэ­тому и основной разновидностью гипотезы явля­ется предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

    Доказательство — следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развива­ется далее научное знание.

    Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательст­ве — его суть состоит в подтверждении или опро­вержении выдвигаемых положений теоретичес­кими аргументами.

    Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

    Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

    • получение и описание фактов — постановка научных проблем;


    • выдвижение гипотез новых идей и положе­ний;


    • формирование теории, органическое вклю­чение в нее доказанных положений.


    • Завершение каждого цикла есть одновремен­но и начало нового цикла, ведущего к дальней­шему развитию и обогащению теории.


      Содержание раздела