Информация - сбор, защита, анализ

Достоинства плана.


Удачно составленный план прочитанной кни­ги говорит в конечном итоге об умении анализи­ровать текст, о степени усвоения его содержания.

План имеет ряд достоинств, которые выдви­гают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму за­писи.

Самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко совершенствовать как по суще­ству, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.

Нагляден и обозрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последователь­ность изложения материала.

Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведе­ния. В этой записи есть уже элементы обобще­ния, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах.

Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала.

План, составляемый к крупным произведени­ям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой по­тери времени перед возобновлением работы вос­произвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, сущест­венное, если, конечно, читатель хорошо овладел материалом.

Помогает составлению записей. Руководству­ясь пунктами плана и обратившись к подлинни­ку, можно составить и другие, уже более подроб­ные и обстоятельные записи — конспекты, тези­сы, рефераты. С помощью плана составлять их проще. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет со­зданию конспекта или тезисов.

Путем составления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логически чет­кой и последовательной.

С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле по­дробные ответы на вопросы плана говорят о хо­рошем усвоении).


План настолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании и умст­венном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. В этом случае обычно нет надобности составлять план ко всему материалу подряд. Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро.

Попутное с чтением составление плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголов­ков содержания, мобилизовать внимание. А если читающий все же отвлекся, ему следует бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная было связь быстро восстановится. А при новом сплошном, дословном чтении книжного текста не только теряется время, но и повышается утом­ляемость.

Вдумчивое чтение всегда сопровождается со­ставлением — в уме или на бумаге — плана, отра­жающего содержание, его логику и последова­тельность. Отсюда вывод: чем лучше читатель озаглавливает содержание, тем продуктивнее он читает, облегчая себе при этом анализ и запоми­нание текста.

Все книги и статьи, конечно же, пишутся по плану, ему подчиняется содержание, но плана в виде частых подзаголовков или подробного оглавления в книге опубликовано может и не быть. Тем более его не дают к статьям. В этой традиции есть свой смысл. Читатель должен как бы восстанавливать план, то есть сам докапываться до смысла. При составлении плана во время чте­ния одновременно происходит выборка нужного, закрепление его в памяти, а в результате возника­ет понимание идей и последовательности их подачи.


Содержание раздела