Информация - сбор, защита, анализ

Аналогия как метод. От известного к неизвестному.


Аналогия — один из самых полезных методов информационной работы. Мы часто прибегаем к аналогии в нашей повседневной жизни.

Иногда нам не удается использовать всех воз­можностей этого метода. Часто, рассуждая по аналогии, мы не замечаем многочисленных скры­тых опасностей и совершаем ошибки. Для того чтобы наилучшим образом использовать метод аналогии, так же как и остальные методы инфор­мационной работы, надо рассмотреть достоин­ства и недостатки этого метода.

Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явле­ния, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как жарко будет в августе текущего года). В поисках допол­нительных сведений мы обращаемся к аналогич­ному явлению, имевшему место в прошлом, о ко­тором мы кое-что уже знаем (в данном случае мы рассматриваем температуру в августе прошлого года).

Мы считаем, что при отсутствии данных, го­ворящих об обратном, неизвестное явление, ве­роятно, будет примерно таким же, как известное. За исключением физических явлений, никакие другие явления практически не могут быть совер­шенно одинаковыми. Мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно гово­рим «вероятно», «примерно такое же» и т. п.

Сходство явлений, непосредственно облег­чающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что есть опасность распро­странить рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправ­данные пределы. Достигнутые вначале благодаря применению метода аналогии успехи делают нас менее осторожными и приводят к негативным последствиям.

Подойдем теперь к вопросу в позитивном плане и посмотрим, что можно сделать для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из примене­ния метода аналогии в информационной работе.

Для эффективного использования метода ана­логии обычно необходимо соблюдать следующие условия:

1. Предварительно изучить поставленную про­блему в достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их сравнивать.


2. Отыскать среди известных явлений анало­ гичные изучаемому. При этом надо следить, что­бы важнейшие элементы изученных явлений об­ладали достаточным сходством с соответствую­щими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от дру­га, так как в этом случае применение метода ана­логии не принесет никакой пользы.

3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необхо­димо установить как черты сходства, так и разли­чия между ними. Затем их можно будет сопоста­вить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга.

При применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогич­ных явлений.

Аналогии играют решающую роль при по­строении гипотез. Очевидно также, что, если найти несколько аналогичных явлений, наши рассуж­дения получат более прочное основание, чем рас­суждения с использованием одной аналогии.


Содержание раздела